Результаты мониторинга уровня социальной напряженности учителей, связанной с введением новой системы оплаты труда

01.04.2009

  В декабре 2008 г. региональной стратегической командой по реализации комплексного проекта модернизации образования Республики Алтай совместно с отделами управления образованием муниципальных образований был проведен мониторинг уровня социальной напряженности учителей, связанной с введением новой системы оплаты труда. С этой целью была использована анкета, включающая десять вопросов. В анкетировании приняли участие 903 педагогов, преимущественно из пилотных школ, где осуществляется введение новой системы оплаты труда (НСОТ), из них 738 (81,5%) - представители сельских школ, и 165 (18,5%) - педагоги г. Горно-Алтайска. Из числа опрошенных педагогов 52,6% имеют высшую и первую квалификационные категории, 32,3 % не имеют квалификационной категории; 87,5% опрошенных имеют высшее образование, 11,8% - среднее специальное. Стаж работы в сфере образования до 5 лет среди респондентов имеют 12,3%, от 5 до 15 лет - 29,6%, 15 - 20 лет - 20%, более 20 лет - 38,1%. Подобное процентное соотношение характерно и в целом для образовательных учреждений республики, что свидетельствует о старении педагогических кадров и нежелании молодежи работать в системе образования.
Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, новая система оплаты труда (НСОТ) действительно способствует материальному поощрению наиболее результативных и успешных учителей?» распределились следующим образом: согласны с данным утверждением 29,6% учителей, не согласны 25,9%. Вместе с тем затрудняются ответить на этот вопрос 44%. 
Распределение ответов на вопрос: «Понятны ли Вам критерии начисления заработной платы?» показало, что понятны или скорее понятны, чем нет, почти половине опрошенных (47,2%). В то же время 52,2% не понимают или недостаточно понимают критерии начисления заработной платы. 
Неоднозначно отношение педагогов к участию общественности в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Положительное отношение обнаруживают 26,4% респондентов, отрицательное - 44,5%, затрудняются ответить 27,6%. При этом в нескольких муниципальных образованиях педагоги высказали предложение отстранить общественность от распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, в то же время предлагается, чтобы каждый педагог принимал участие в ее распределении.
41,1% участников опроса утвердительно ответили на вопрос: «Понятны ли для Вас направления реализации Комплексного проекта модернизации (КПМО)?», 23,4% ответили отрицательно, 30,3% затрудняются ответить.
Отвечая на вопрос, касающийся прогноза социальных рисков, связанных с реализацией КПМО, респонденты отметили возможные сокращения педагогических кадров или их добровольное увольнение, снижение престижности педагогической профессии, риск снижения заработной платы учителей, риск возникновения конфликтов в педагогических коллективах, и др.
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод о том, что введение НСОТ повлекло за собой повышение уровня социальной напряженности среди педагогов. Педагогам не всегда понятны критерии начисления заработной платы, недостаточно понятны направления реализации КПМО, нововведения вызывают тревогу и неуверенность в завтрашнем дне. Вероятной причиной сложившейся ситуации можно считать недостаточную информированность педагогических коллективов, педагоги не мотивированы на введение каких-либо изменений, в большей степени ориентированы на работу «по-старинке». Стабильность и инерционность системы образования - это в определенной степени положительные ее качества, однако в меняющихся условиях социума необходимо новое качество и результативность педагогического труда. Этот тезис еще раз подтверждается теми изменениями, которые вводятся с 2009 г. в условия приема в высшие учебные заведения России.
Думается, что в сложившейся ситуации наибольшую трудность представляет изменение мышления педагогов, ориентация системы образования, образовательных учреждений и педагогов на повышение качества образования, что должно соответствующим образом оплачиваться. Необходимо вести разъяснительную работу в образовательных учреждениях, привлекать средства массовой информации к освещению положительного опыта в связи с введением НСОТ. Конечно же, в образовательных учреждениях необходимо вести работу над совершенствованием системы распределения стимулирующих выплат.
В приложении представлены результаты анкетирования по Республике Алтай и по отдельным муниципальным образованиям.

Материалы подготовила 
Чистякова В.А., к.п.н., доцент, 
зав. кафедрой социальной педагогики Горно-Алтайского государственного университета
тел. 8(38822) 66-4-77













Приложение 
Результаты мониторинга уровня социальной напряженности учителей, связанной с введением новой системы оплаты труда по Республике Алтай

1. Распределение ответов на вопрос: «Ваше место жительства»:

Варианты ответа Количество выборов %
Село 738 81,5
Город 165 18,5


2. Распределение ответов на вопрос: «Ваша квалификационная категория»:

Варианты ответа Количество выборов %
Высшая 172 19,0
Первая 303 33,6
Нет квалификационной категории 292 32,3


3. Распределение ответов на вопрос: «Ваш образовательный ценз»:

Варианты ответа Количество выборов %
Высшее образование 790 87,5
Среднее специальное образование 107 11,8
Другое 6 0,07



4. Распределение ответов на вопрос: «Ваш стаж работы в сфере образования»:

Варианты ответа Количество выборов %
До 5 лет 111 12,3
От 5-15 лет 267 29,6
От 15-20 лет 181 20,0
Более 20 лет 344 38,1

5. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, новая система оплаты труда (НСОТ) действительно способствует материальному поощрению наиболее результативных и успешных учителей?»

Варианты ответа Количество выборов %
Да 267 29,6
Нет 234 25,9
Трудно сказать 397 44,0

6. Распределение ответов на вопрос: «Понятны ли Вам критерии начисления заработной платы?

Варианты ответа Количество выборов %
Да 207 22,9
Скорее "Да", чем "Нет" 219 24,3С
Скорее "Нет", чем "Да" 471 52,3
Безразлично 5 0,05

7. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к участию общественности в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда?»

Варианты ответа Количество выборов %
Положительно 238 26,4
Отрицательно 402 44,5
Трудно сказать 249 27,6

8. Распределение ответов на вопрос: «Понятны ли для Вас направления реализации Комплексного проекта модернизации (КПМО)?»

Варианты ответа Количество выборов %
Да 371 41,1
Нет 211 23,4
Трудно сказать 274 30,3


9. Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, какие социальные риски возможны при реализации КПМО?»

1. Снижение заработной платы учителей, низкая стоимость ученико-часа.
2. Нестабильность образовательного процесса.
3. Необъективность оценки труда учителя.
4. Добровольный уход педагогов из школы или массовое сокращение педагогов, и, как следствие - безработица.
5. Отток из сельских школ молодых специалистов.
6. Вследствие ухода педагогов из школ - неукомплектованность сельских школ специалистами.
7. Нездоровое расслоение в педагогических коллективах, конфликты. 
8. Унижение личности и статуса учителя.
9. Падение престижа учительской профессии.
10. Незаинтересованность учителей в повышении квалификации.
11. Психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне.
12. Вся работа будет направлена на получение баллов, что приведет к процентомании и проведению мероприятий «ради галочки».Снижение качества знаний из-за увеличения бумажной работы.
13. Обвал бумажной работы.
14. Падение престижа школы.
15. Эмоциональное выгорание педагогов.
16. Подбор учащихся, влияющих на качество знаний.
17. Инфляция.
18. Родители и ученики не могут объективно оценивать работу учителей.
19. Снижение мотивации (?чьей?) 
20. Закрытие малокомплектных школ и как следствие - исчезновение сел.
21. Введение НСОТ не учитывает такие категории педагогических работников, как социальные педагоги, психологи, логопеды, что ведет к снижению их заработной платы, престижа, и может повлечь их увольнение.

10. «Ваши предложения по реализации направлений КПМО»:
1. Справедливое оценивание результатов работы учителей по повышению качества образования.
2. Найти оптимальный подход к сокращению учителей и начислению заработной платы.
3. Обратить внимание на неодинаковые условия обучения детей в городе и в селе.
4. Не допустить закрытия малокомплектных школ.
5. Обеспечить повышение квалификации через семинары и курсы, обмен опытом.
6. Повысить заработную плату, стоимость ученико-часа, стоимость одного балла по критериям стимулирующих выплат.
7. Возобновить оплату 25% сельских.
8. Ввести добавочный коэффициент за стаж работы.
9. Повысить оплату за методическую литературу.
10. Вернуть в школу педагогов дополнительного образования.
11. Для сельских школ пересмотреть нормы и условия.
12. Подготовить материальную базу.
13. На итоговой государственной аттестации выпускников все предметы сдавать по выбору.
14. Учитывать специфику каждого предмета при начислении заработной платы.
15. Освободить общественность от участия в распределении заработной платы.
16. Каждый член коллектива должен принимать участие в распределении стимулирующей части ФОТ.
17. Прозрачность в распределении стимулирующей части ФОТ. 
18. Не отменять вознаграждение за классное руководство.
19. Пересмотреть оплату труда, т.к. количество обучающихся в классе не зависит от учителя.
20. Четко проработать критерии стимулирующих выплат.
21. Учитывать специфику работы сельских школ.
22. Оптимизировать систему образования в районе.
23. Контролировать качество поступающего оборудования.
24. Рассчитывать базовую часть заработной платы учителя по-старому (т.е. по ЕТС).
25. Сохранить рабочие места для педагогов.…

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 июля 2009 г. N 157 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 19 ИЮНЯ 2008 ГОДА N 138

Семинар «Общественное обсуждение реализации КПМО: введение НСОТ в 2009 г.»

В работе семинара приняли участие более 150 человек: директора общеобразовательных учреждений, экономические службы образовательных учреждений и органов управления образованием муниципальных образований, учителя, представители профсоюзных организаций, главы муниципальных образований.

Cеминар «Общественное обсуждение реализации КПМО: введение НСОТ в 2009 г.»

Министерство образования науки и молодежной политики Республики Алтай 21 мая 2009 г. проводит семинар «Общественное обсуждение реализации КПМО: введение НСОТ в 2009 г.»

Результаты мониторинга уровня социальной напряженности учителей, связанной с введением новой системы оплаты труда

В декабре 2008 г. региональной стратегической командой по реализации комплексного проекта модернизации образования Республики Алтай совместно с отделами управления образованием муниципальных образований был проведен мониторинг уровня социальной напряженности учителей, связанной с введением новой системы оплаты труда.

СЕМИНАР Министерство образования, науки и молодежной политики РА «Реализация комплексного проекта модернизации образования : итоги и перспективы».

 27 февраля 2009года   В семинаре приняли участие более 100 человек: специалисты управления образованием РА, руководители образовательных учреждений, педагоги, представители управляющих Советов образовательных учреждений и др.